{description}

Теории приобщения подростков к алкоголю и наркотикам

 Американские ученые провели ряд исследований в области подростковой наркомании, в результате чего смогли выделить три наиболее популярных теории приобщения подростков к психоактивным веществам. Эти теории, помимо всего прочего, нисколько не противоречат друг другу, так что могут существовать и рассматриваться параллельно: 



  1. Теория проблемного поведения. У подростка отсутствует уважение к старшим, к установленным нормам и правилам, закону. Это приводит к увеличению уровня преступности, наркомании и алкоголизма;

  2. Теория стадий. Согласно этой теории употребление наркотиков рассматривается, как прогрессирующее явление, которое начинается с первых проб сигарет и спиртных напитков, и заканчивается злоупотреблением запрещенными и разрешенными препаратами, алкоголем, наркотическими средствами. При том одна стадия не обязательно оканчивается приходом следующей;

  3. Теория группы сверстников. В соответствии с данной теорией на склонность подростка к употреблению алкоголя и наркотиков влияет семья, религиозные убеждения, успеваемость в школе, ближайший круг друзей и т.д. 


 Отсюда приходим к выводу, что на возникновение химической зависимости оказывает влияние огромное количество факторов. Их знание и понимание позволяет получить большую прикладную пользу. Так, исключив или ослабив влияние ряда факторов, можно направить подростка в правильное русло, выстроить программу профилактики аддиктивного поведения. 


 Первый опыт употребления психоактивных веществ сегодня приходит к подросткам значительно раньше, чем буквально 20 лет назад. В последние годы средний возрастной период начала всеобщего приобщения подростков к сигаретам уменьшился на 3 года, к алкоголю – на 2,5 года, к наркотикам – практически на 4 года. Согласно проведенным исследованиям, впервые ребенок пробует сигареты в 11-12 лет, алкоголь – в 12-13 лет, наркотики – в 14-15 лет. В случае с наркотиками чаще всего речь идет о так называемой травке. 


 Многие подростки не ограничиваются употреблением каннабиноидов, и ищут удовлетворение в прочих веществах, как правило, психостимуляторах, галлюциногенных средствах, снотворных и седативных препаратах, опиоидах. Причем в силу быстрой смены активных веществ химическая зависимость может не проявляться длительное время.


  Ряд исследователей отмечает, что в подавляющем большинстве случаев наркомания в раннем подростковом возрасте формируется гораздо медленнее, чем в позднем. Прием наркотиков носит хаотичный и бесконтрольный характер. Они употребляются нерегулярно и не систематически, и такой принцип может сохраняться на протяжении двух-трех лет. 


 Медленное развитие заболевания можно объяснить несколькими моментами: 



  • Подростки чаще прибегают к употреблению дешевых наркотических средств, вызывающих слабое чувство эйфории. Поскольку эйфория плохо выражена, отдаляется момент, когда подросток отдаст предпочтение более сильным наркотикам;

  • Нерегулярный прием наркотиков, который может быть обусловлен недостатком денег, отсутствием места, где можно было бы принять вещество;

  • Чередование различных средств. Поскольку подросток пробует все подряд, в ход идут наркотики разных групп и с разным эффектом. Таким образом, влечение к наркотическому опьянению ослабевает. 


 Если человек начинает пробовать психоактивные вещества в более поздний период, в возрасте 15-16 лет, то становление наркомании у него происходит гораздо быстрее. 


 Существует и ряд других факторов, которые отличают подростковую наркоманию от взрослой. Во-первых, это нечеткий набор симптомов. Симптомы проявляются беспорядочно и без какой-либо системы, из-за чего определить нарушение в этом возрасте очень сложно. Во-вторых, это куда более быстрое отрешение от общества, проявления агрессии, бунтарских настроений. В-третьих, это более длительное проявление побочных эффектов. Рвота, головные боли, головокружения и прочие симптомы держатся у подростков часами, тогда как у взрослых проходят значительно быстрее. 


 Первый мотив, который возникает в голове подростка перед употреблением наркотика, заключается в его нежелании быть хуже своего окружения. В данном случае наблюдается пагубное влияние сверстников и более опытных наркоманов. На поздних этапах зависимости желание выделиться сменяется стремлением получить чувство эйфории. Групповое употребление наркотиков у подростков значительно отличается от случаев со взрослыми группами. Так, здесь размываются индивидуальные мотивы, и место остается лишь общему увлечению и образу жизни. Это значительно усложняет процесс выявления истинных причин и мотивов злоупотребления. Подросток называет поверхностные мотивы, сам не понимая коренной сути возникшей проблемы.


  Групповая психическая зависимость от психоактивных веществ проявляется в употреблении не только наркотических средств, но также алкоголя, медицинских препаратов, психических стимуляторов, галлюциногенных веществ. Значительно реже наблюдаются случаи групповой зависимости от опиума, героина и прочих тяжелых наркотиков. 


 Случаи с героином вообще можно рассматривать отдельно. Дело в том, что групповой прием наркотика здесь обусловлен не психологической привязанностью к окружению и не комфортными условиями для употребления веществ, а самой возможностью получить наркотик. Если группа распадается, подросток начинает искать другую, либо пробует другие виды наркотиков. Это сигнализирует об уже устоявшейся наркотической зависимости. 


 Что касается уровня толерантности, то у подростков он растет на порядок пассивнее, чем в более зрелом возрасте. Паталогическое влечение к психоактивным веществам характеризуется своей незавершенностью, неосознанностью, нестабильностью. Подросток не особо скрывает свою зависимость. Он общается с прочими наркозависимыми, активно разговаривает о наркотиках, посещает места, где их можно приобрести, помогает в получении веществ. При этом на первых порах он может считать, что сам потреблять не будет, но на деле чаще всего все склыдвается иначе.